Ситуация с Крымом воодушевила тогда многих и заставила открыто заявить о своих пророссийских взглядах. Сторонники единой унитарной Украины начали называть сепаратистами участников русских маршей, что в корне неверно. Большинство с триколорами хотело быть услышанными официальной Москвой и взывало о помощи, но не просило о присоединении к России. Мы полагали, что Россия может ввести миротворческий контингент для успокоения беспредельничавших майданных сотен, займется созданием мощной общенациональной пророссийской партии, способной заполучить большинство в парламенте или даст ассиметричный ответ Америке, сосредоточившись на выращивании лидеров мнений, т.е. сделав ставку на мягкую силу. Прошло два года, но ничего из вышеперечисленного так и не было сделано. Ввиду этого многие из тех, кто был в первых рядах русских маршей, теперь стали скептически относится к России и снизили общественно-политическую активность. Что толку митинговать и писать манифесты если официальная Москва не заботиться о русских за рубежом? Что еще должно произойти после трагедии в доме профсоюзов чтобы на нас обратили внимание?
Судьбы лидеров Русской весны тоже отторгли многих от пророссийского движения. Вожаки тогдашних протестов оказались в изгнании и вынуждены перебиваться случайными заработками. Лишь немногим из них предоставили паспорта Российской Федерации, а большинство находится в России на нелегальном положении. Помощи в социализации и трудоустройстве им не оказывают. Разрушены семьи, дети не видят отцов. Теперь предусмотрительные жены строго-настрого запрещают мужьям участие в каких-либо массовых акциях - денег в доме от этого не прибавится, а вот проблем может принести немало. Или неонацисты покалечат и придется тратиться на лечение, или арестуют, семья останется без кормильца, да еще и на адвоката потребуются средства. Русская весна была спонтанным эмоциональным всплеском, а не заранее спланированным политтехнологами мероприятием. Мы думали достучаться до влиятельных государственных деятелей, находящихся в пределах Садового кольца, но это сделать не удалось. Теперь эмоции поутихли, возобладал рассудок. Коль мы не нужны России, то смысл рисковать здоровьем и свободой, участвуя в русских маршах?! Если мы ничего не добились два года назад своими плакатами, лозунгами и митингами, то чего мы можем добиться сейчас, когда о прежней массовости не может быть и речи?!
Если Москва поставила своей целью превратить Украину в нейтральное внеблоковое государство, то без системной работы с общественными организациями это явно не удастся сделать. Можно сколько угодно помогать мятежному Донбассу продовольствием и вооружением, но без взращивания на подконтрольной Киеву территории лояльных к России активистов, журналистов и политиков Украину не удастся вернуть под крыло геополитического влияния Москвы. Россия предоставляла Украине скидке на газ, Вашингтон вкладывался в создание широкой и разветвленной агентурной сети. Эффективность каждого из этих подходов вы все сегодня имеете возможность наблюдать.
Уменьшается количество школ с русским языком преподавания, произведения русских классиков мельком изучаются в курсе «Иностранная литература», российские телеканалы доступны только в интернете, сеансы в кинотеатрах практически повсеместно на украинском языке, а Россия молча глотает эти издевки над русскими. Глядя на это пророссийские активисты впадают в отчаяние и прекращают борьбу за свои права. Многие уже смирились с тем, что русские на Украине в недалеком будущем станут людьми второго сорта как в Прибалтике, лишенными возможности голосовать на выборах.
Повторение «Русской весны» нынче абсолютно невозможно. Нет ни сил, ни эмоций, ни лидеров, ни четкой осмысленной программы действий, да и украинские националисты в спайке со спецслужбами не дадут русским теперь свободно маршировать по улицам, громко высказывая недовольство курсом действующей проамериканской власти. Пророссийские силы на Украине сейчас разбиты, разобщены и напрочь деморализованы. Крымчанам достался счастливый российский билет, но Одессе, Харькову и Запорожью от этого ни холодно, ни жарко. Любой здравомыслящий пророссийский активист понимает, что в случае бурной деятельности сегодня у него возникают лишь три перспективы: тюрьма, эмиграция или кладбище. Других вариантов пока, увы, не предвидится.
«Русская весна» была ярким, запоминающимся, позитивным временем. К сожалению, наши надежды на братскую помощь со стороны Москвы не сбылись. Хочется верить, что Россия наконец-то поймёт, что самое главное это люди и к ним стоит относится по-человечески. Пророссийские ряды заметно поредели, но искра энтузиазма пока еще не затухла окончательно, а значит есть у Москвы шансы вернуть симпатизантов. Надо только сделать правильные выводы из случившегося и начать планомерную работу. «Русская весна» навсегда осталась в сердцах и памяти миллионов граждан Украины, дружелюбно относящихся к северному соседу. Перспектива иметь под боком воинственное шовинистическое государство мало кого прельщает и наверняка Россия примет меры чтобы не допустить подобной ситуации. Миллионы украинцев, встречающих Новый Год по московскому времени, смотрящих исключительно российское телевидение и говорящих на русском языке, всё еще верят, что их не бросят в беде. Мы, русские Украины, громко сказали, чего хотим ещё два года назад. Теперь ответное слово за Россией. Надежда на лучшее у нас еще пока не умерла.